Прежде, чем войти в это небольшое здание, я на всякий случай поинтересовался предназначением этого строения. А то кто его знает! У нас оно одно, а тут за границей вполне может быть, что это совсем другое. Лишний раз уточнить – совсем не лишнее. Но это оказалось тоже самое, что и у нас.
Тут мне понравилось кое-что. Я живо представил себе процесс постройки местных жилищ: подошел к скале, напилил себе каменных блоков, сложил постройку и все. Домик готов.
Кстати, в Мангистау добывают природный декоративный камень ракушечник. Его можно встретить даже в Москве, например, в облицовке внутренних стен гостиницы «Союз».
43.

Затем нас ждала подземная мечеть Шакпак-Ата, но сначала мы посетили некрополь близ неё.
44.

Это мусульманское кладбище примечательно тем, что здесь соседствуют надгробия разных эпох: от самых древних (ХI века) до современных.
На фото: саганатам (керегетам) – ограда с высокой передней стенкой и стрельчатым проемом в ней.
45.

Торткулак (четыре уха) – четырехугольная каменная ограда с небольшими башенками на углах, но без высокой передней стены. Четыре башенки по углам ограды внимательно прослушивают все четыре стороны света, т.е. охраняют покой усопшего.
Внутрь одной такой ограды я заглянул.
46.

Видите длинную деревянную палку? Это не просто палка, а канал связи мира усопших с миром живых!
47.

На переднем плане показаны кулпытасы (камни-замки) – вкопанные у изголовья захоронения (с западной стороны) каменные резные столбы. Эти кулпытасы очень древние, время стерло всю резьбу на камне.
48.

А это более современные кулпытасы установленные на месте захоронения воина и его жены.
49.

Сандыктас (каменный ящик) – прямоугольный каменный ящик перекрытый массивной каменной плитой. На крышке сандыктаса установлен койтас (камень-баран) – камнерезное надгробие стилизованное под образ барана. В этих памятниках отразились и древние культы барана как тотема рода, и мусульманское почитание агнца как жертвенного животного, и кочевнические представления о мужчине-воине, приносящего свою жизнь на поле боя в жертву ради чести и свободы, ради родной земли и народа.
50.

Саганатамы. Здесь не принято ухаживать за захоронениями. Похоронили человека, поставили на месте захоронения надгробие и все. Теперь надгробие разрушит время – превратит в прах. Т.е. человек пришел из праха и туда же должен вернуться.
51.

Саганатамы.
52.

Слева на фото: купольный мавзолей (кумбезтам).
53.
